Преследования инакомыслящих: убийства, провокации
УБИТЫ И ОКЛЕВЕТАНЫ
«Храм народов» стал жертвой холодной войны, а не мифического фанатизма его членов
Александр Желенин
Недавно исполнилось 20 лет со дня совершения одного из самых страшных и загадочных преступлений второй половины XX века.
18 ноября 1978 года мир потрясла жуткая весть: в джунглях Гайаны около 1000 граждан США покончили жишь самоубийством. Суть всех появившихся по этому поводу публикаций в западной прессе (воспроизведенных, затем и в советской) сводилась к следующему: некий проповедник Джим Джонс, организовал секту, члены котором, попав в нее, теряли свою свободу. Сообщалось, что преподобный Джонс добивался беспрекословного подчинения угрозами, избиениями и оскорблениями. Смаковались различные подробности жизни секты, как то: наркомания, половые извращения, алкоголизм и т д. Из всего этого делались выводы на Западе — о вреде религиозного фанатизма, в Советском Союзе - о продолжающемся разложении Запада
Но что же произошло на самом деле, каким человеком был Джим Джонс? За эти 20 лет появилось много дополнительных сведений об этой истории, в том числе и книги. Вот отрывок из биографии Джонса, переданной в советское посольство в Гайане его женой Марселиной. «Поскольку он видел, что профсоюзы в Америке были запуганы организованной сенатором Маккарти «охотой на ведьм» и превратились в еще один придаток капитализма, он искал новые формы политизации трудящихся. Тогда Джим Джонс использовал Церковь для воспитания и организации людей, хотя сам он еще с юности был убежденным атеистом. Тот, кто входил в храм, думая, что он «просто пришел в церковь», часто под воздействием проповедей Джонса становился убежденным социалистом».
Как вспоминали очевидцы, его проповеди походили скорее на политические митинги Во время одной службы Джонс обернулся к американскому флагу, висевшему у него за спиной, погрозил ему кулаком и сказал. «О погоди, нация фанатиков, расистов, империалистов и куклуксклановцев! Придет твой час расплаты за совершенные злодейства. Вот у меня в руках эта книга. Библия, видите? Это она почти две тысячи лет отвлекает людей от реальной работы, мешая нам бороться с несправедливостью! Вот я швыряю ее на пол, видите?' Вот я плюю на нее!»
Несмотря на преследования, которым стал подвергаться молодой проповедник, популярность его секты постоянно растет. В одной только Калифорнии, куда он переехал в 1965 году, численность ее членов достигла 20 тысяч. «Храм» стал одной из самых быстрорастущих религиозных организаций США. Помимо травли и клеветы в прессе представителен общины периодически избивали, преследовали в судебном порядке, принадлежащая «Храму» церковь была взорвана. Все это вынудило почти 1000 членов общины к эмиграции Еще в 1974 году несколько ее членов основали в джунглях небольшой южноамериканской страны Гайаны поселок, названный впоследствии Джонстаун. Гайана привлекала Джонса и его последователей по двум причинам Во-первых, ее государственным языком был английский а во
вторых, тогдашнее правительство возглавляемое премьер-министром Ф. Бернхемом, заявило о необходимости построения «кооперативного социализма», что позволяло колонистам надеяться на понимание со стороны властей этой страны
В 1977 году сюда переезжает большинство колонистов во главе с Джонсом Здесь они занялись сельским хозяйством. В поселке были построены лесопилка, цех по выпуску мебели, школа, клуб, ясли, детский сад. На очень высоком уровне находилось медицинское обслуживание. Всячески поощрялись занятия различными видами искусства: музыкой, пением, танцами, рисованием. Американский адвокат Чарльз Гэрри, посетивший Джонстаун 6 ноября 1977 года, сказал: «Я побывал в раю. Я видел общину, где нет такого явления, как расизм. Никто не ощущает цвета своей кожи, будь она черной, коричневой, желтой, красной или белой. Я не видел никакой дискриминации по отношению к женщинам...»
Тем временем существование «Храма» начинает все больше раздражать определенные кругов США. В мае 1977 года несколько десятков человек, объединенных профессиональным агентом ЦРУ Тимоти Стоуном в группу так называемых обеспокоенных родственников, обратились к правительству США с требованием расследовать деятельность Джима Джонса и его организации (Многие из «родственников» были настолько «обеспокоены» судьбой своих близких, что за год ни разу не навестили их и даже не написали им). По словам «родственников» Джонстаун был превращен в концлагерь, а находящихся в нем людей удерживают силой. Однако пять визитов представителен госдепартамента США, совершенных в Джонстуан в 1977 и 1978 годах, не выявили ни одного факта, подтверждающего эти обвинения Несмотря на это, план физического уничтожения членов коммуны уже, очевидно, созрел. Об этом говорит хотя бы то, что некий Джеймс Кобб-младший обратился в Верховный суд США с обвинением «Храма народов» и его руководителя в том, что члены общины якобы заявили о единодушном желании покончить жизнь самоубийством. Подобных заявлений не существовало в природе, но поднятая по этому поводу шумиха в американских газетах чрезвычайно обеспокоила членов коммуны.
Надо сказать, что теперь Джонс и его единомышленники, находясь за сотни миль от США, открыто заявляли о своей ориентации на Советский Союз. Они стали частыми гостями в советском посольстве в Джорджтауне, ( столице Гайаны, изучали русский язык, смотрели кинофильмы о СССР. Свою коммуну в официальных документах они называли теперь «Сельскохозяйственный и медицинский кооператив «Храм народов». Одна из улиц поселка носила имя Ленина, а утром в качестве побудки над Джонстауном из радиоусилителя звучал Гимн Советского Союза. Все в коммуне — образование, медицинское обслуживание, питание, одежда — было бесплатным. По сути, можно говорить о том, что Джонстаун стал американским коммунистическим экспериментом.
Тем временем тучи над «Храмом» продолжали сгущаться, и его члены решают переселиться в Советский Союз. В марте 1978 года «Храм» передал в советское посольство в Гайане ряд документов, в которых подробно описывал свою деятельность и высказывал настоятельную просьбу перевести большую часть своих средств (около 1 млн.дол. ) в один из советских банков. 18 сентября 1978 года, советскому послу в Джорджтауне было передано официальное послание в котором содержалась просьба «о переезде наших людей в Вашу страну в качестве политических эмигрантов». Если коротко, то реакцией Москвы были страх, недоумение, опасение «как бы чего не вышло»
Тем временем 17 ноября 1978 года в Джонстаун в сопровождении журналистов и очередной группы озабоченных «родственников» прилетел из США американский конгрессмен Лео Райан, имевший репутацию честного человека, разгребателя грязи и разоблачителя. Как позже рассказывала его мать, перед
отлётом в Джонстаун «Лео… получил по крайней мере 100 писем с предостережениями не лететь и не расследовать дело «Храма народов». Характерно, что одновременно с Райаном, журналистами и озабоченными «родственниками» в Гайану прибыла еще одна группа американцев 50—60 крепко сложенных молодых мужчин...
С 17 по 18 ноября Райан, журналисты и озабоченные «родственники» знакомились с жизнью Джонстауна и уговаривали его обитателей уехать с ними. Из почти 1000 с лишним жителей поселка удалось уговорить уехать только несколько человек. В целом же Джонстаун произвел на Райана и журналистов самое благоприятное впечатление.
Около шести часов вечера 18 ноября 1978 года Райан и трое журналистов, летавших вместе с ним в Джонстаун, были расстреляны на взлетной полосе городка Порт-Кайтума при посадке в самолет. В 19.30 в Джонстаун примчался взволнованный Джонни Джонс, приемный сын Джима Джонса, и рассказал руководству коммуны, собравшемуся в доме его отца, об убийствах Райана и журналистов. В этот момент завыла сирена, и наемники, общее число которых доходило до 120 человек, ворвались в поселок, расстреливая беззащитных жителей из автоматов. Одним из первых был убит Джим Джонс. После того как более 500 человек были уничтожены, головорезы собрали оставшихся, в основном женщин, стариков и детей, заставляя их принимать «успокоительное» — смесь транквилизаторов с цианистым калием, после употребления которого люди умирали тут же. Тех, кто пытался сопротивляться, убивали из огнестрельного оружия. Под дулами автоматов людей заставляли ложиться на землю лицом вниз и делали уколы через одежду.
В это же время в Джонстауне была разгромлена штаб-квартира «Храма народов» Еще одно свидетельство консула Федора Тимофеева «Когда я вернулся в свою квартиру, моя жена сказала, что звонила из штаб-квартиры Шэрон Амос (активистка «Храма», — Л.Ж.). Она плакала и говорила, что Джонстаун оцепили вооруженные люди. Несмотря на помехи, Шэрон сообщила о том, что над поселком появились военные вертолеты. «Помогите. Джонстаун гибнет! — кричала она — Они не пощадят никого! Кто-то ломится в мою квартиру!» Телефон разъединился. Моя жена позвонила в полицию, где ей ответили, что к дому Амос уже выслан усиленный наряд». Но было поздно — Шэрон и трое ее детей были уже убиты. Прибывшие чуть позже на самолетах и вертолетах подразделения армии США оцепили Джонстаун и в течение двух суток не подпускали к нему никого, завозя необходимые декорации бочки с цианистым калием, ящики с новехоньким оружием армии США и пр
Сразу же после бойни госдепартамент США и американское посольство в Гайане предложили правительству этой страны захоронить трупы тут же, не проводя патологоанатомической экспертизы После отказа
гайанского руководства хоронить тела без аутопсии все трупы в пластиковых мешках были переправлены военными самолетами на американскую военно-воздушную базу в Довере (штат Делавер) и там сожжены А в начале 1979 года «Храм народов» был официально запрещен как секта самоубийц.