Стенд. Инквизиция
Экспонат.1
В продолжение экскурса по дореволюционным историкам. Профессор истории
Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855)
Грановский Т. Н. Лекции по истории
позднего средневековья. – М.: Наука, 1971. – С. 231-232
«В 1542 году два кардинала, Карафа и Бургос, оба доминиканцы, предложили папе восстановить в Италии инквизицию. Инквизиция существовала уже давно; она возникла еще в 13 столетии в XIII столетии в Южной Галлии, против альбигенской ереси; но в Италии, благодаря образованным нравам, она не принималась сильно и число жертв ее не было так значительно, как, например, в Испании. Папа согласился на это требование (Павел III). Усердие Караффы [будущий папа Павел IV] было так велико, что он уступил собственный дом свой для помещения инквизиции и на свой счет купил орудия, необходимые для действия, цепи и т. п. Членами инквизиции назначены были первоначально шесть кардиналов, самых строгих ревнителей старого учения; им предписано было не обращать внимания на положения лиц в обществе, ни на какие другие обстоятельства. Перед новым судилищем не раз приходилось оправдываться самим кардиналам, хотя, разумеется, это делалось тайно… Судились не только дела, но убеждения и образ мыслей. У одного современного итальянского писателя [Антонио Пальяриции] находим следующее выражение: "В наше время истинному христианину не удастся спокойно умереть в своей постели, ему предстоит прежде непременно побывать в инквизиции". Последствия всего скоро обнаружились: школы были закрыты, учителя отставлены; насколько они действительно были протестантами, это трудно решить… академии некоторые закрылись; какой-то ужас овладел Италией. Великолепное движение просвещения, которое видим мы в Италии в XV столетии, замкнулось».
Экспонат.2
1117 год - Орлеан. Двое священнослужителей "до сих пор весьма уважаемых за чистоту своих нравов" и "славные и родом и своей ученостью": монах Лизой и заведующий церковной школой Гериберт Девственник объявили о своем отречении от официальной доктрины. Они учили о несотворенности и вечности мира, отрицали троично-единичность божества, отрицали загробное воздаяние и, как выражается хронист, "утверждали многие другие безумства". Проведенное расследование выявило множество сторонников нового учения среди горожан. Вначале еретиков долго мирно увещали. Затем объявили, что если они не отрекутся от своего лжеучения, то "по приказанию короля и определению всего народа будут сожжены на костре". Еретики отказались. "Огню было предано 13 человек; когда их начало палить, они стали кричать с костра, что их обманул дьявол... Многие из близко стоявших, услыхав их слова и побуждаемые человеколюбием, вознамерились спасти их, хоть полуживых, но было поздно; пламень мести обратил их в пепел. После того, где бы на отыскивались последователи этого учения, они везде подвергались той же казни. А вследствие того католическая вера, искоренив безумие безумных, во всех странах приобрела новый блеск».
Степанова, Шевеленко. История средних веков: Хрестоматия. Ч 1. - М.:
Просвещение, 1980
Экспонат. 3
Напрасно гордятся. В России представителем официальной власти последняя
ведьма была сожжена в 70-е гг. 18 в. (204 тема, 415 сообщение). В Испании - в
1781 г. В Мексике, осудив по всем правилам судопроизводства, сожгли пять ведьм
20 августа 1877 г. (Я. Канторович. Средневековые процессы о ведьмах //
Средневековые процессы о ведьмах. - М., 2001. - С. 353)
Неофициально в той же
России расправы продолжались и значительно позже - 4 февраля 1879 года была
сожжена колдунья Игнатьева в деревне Врачеве Деревенской волости Тихвинского
уезда. Крестьян судил суд присяжных, который ограничился тем, что приговорил
трех виновных к церковному покаянию (Канторович Я. Указ. Соч. - С. 390-394).