Стенд. Гонения первых лет.
Экспонат.1
http://maher.narod.ru/islam_iii_4_2.html
"когда христианство стало
официальной религией, христианский император Теодос (Tedose) (а вовсе не халиф
Омар), повелел уничтожить все храмы, статуи и книги язычников".
Экспонат2.
Из истории распространения христианства - крещение Болгарии.
(По Литаврин
Г. [член-корр. АН СССР] Формирование и развитие болгарского раннефеодального
государства (конец VII – начало XI в.) // Как была крещена Русь. – М., 1988. –
С. 311–313)
Крещение принято в 864 году, при болгарском царе Борисе (в крещении,
Михаиле), после военного поражения от Византии как условие мирного договора.
Первое восстание против крещения в 865 году, подавлено, «53 семьи
боляр-мятежников были уничтожены. Власти силой утверждали христианство,
упорствующих лишали имущества и свободы».
Принят «Закон судный людям»
согласно которому
http://history.kemsu.ru/ISV/2bolg.htm
«Прежде всякой правды следует
говорить о правде божьей... Поэтому святой Константин24, написав первый закон,
передал его, сказав так: "Всякое село, где совершаются языческие обряды и
заклинания, следует отдать божьему храму со всем имуществом, сколько есть у
господ в том селе. Тех же, кто».
В сети оборвано. Продолжение - господин села продается в рабство, а цена за
него идет нищим (Закон судный людъмь. – София, 1959. – С. 163).
«Ушедший в
монастырь (в 889 г.) Борис-Михаил временно вернулся в царский дворец, сверг
своего сына Владимира, когда тот попытался восстановить язычество в 893 году,
повелел ослепить его и бросить в тюрьму» (История на България. Т. 2. – София,
1981. – С. 238) «Вскоре после смерти Борис (907 г.) был канонизирован – его имя
открыло список святых болгарской церкви».
Экспонат.3
Хроника Зара Якоба и его преемников (абиссинская хроника 15 века).
"Когда воцарился господин наш Зара Якоб, был мир и покой во всей земле Эфиопской, и он проповедовал правду и веру и был подобен красотою уставов, проповеди своей и учения своего пророку и апостолу... Восстали чада Стефана, которые говорили: "Мы не кланяемся владычице нашей Марии и кресту сына ее". Посему поставил царь перед собою, допросил об их учении, победил их и посрамил. Но они не оставили нечестия своего. Тогда царь, собрав всех людей христианских и странников, пришедших из Иерусалима, велел предать их [еретиков] суду. И осудили их каждого на многообразные мучения, пока не умрут. Тогда отрезали им носы и языки и побили их камнями 2 якакита. Через 38 дней после побиения 10 магабита [эфиопский календарь - сер. марта] в праздник креста сошел свет и оставался много дней, будучи видим повсеместно. Посему он полюбил это место и назвал его Дабра Берхан и выстроил здесь храм, украшенный во имя господа нашего Иисуса Христа" (История Африки в древних и средневековых источниках: Хрестоматия. - М.: Наука, 1990. - С. 393, 395).
Экспонат.4
http://www.krotov.org/history/04/alymov/alym_06.html
С III-IV веков они
[еретики - маркиониты] активно смешивались с манихеями, а с V-VI вв. (особенно в
Сирии) – с монофизитами, которые также как маркиониты отвергали святые иконы.
Ок. 690 г. эта взрывная смесь из маркионитов, манихеев и монофизитов разлилась
по всей Армении и вспыхнула пожаром страшной ереси. Император Юстиниан приказал
сжигать еретиков живьем, чтобы сохранить от ереси соседние церковные области.
Это было первое в истории сожжение еретиков (накануне VI Вселенского Собора).
http://www.krotov.org/history/04/alymov/alym_06.html
Император Михаил
[60], вступив в 811 году на престол Восточной империи, в первый год своего
царствования возобновил все законы, присуждавшие к смертной казни
еретиков-манихеев. Патриарх Никифор [61] указал ему, что более приличествовало
бы попытаться обратить их кротостью. Император последовал совету Никифора; но
дух, царствовавший тогда в церкви, был настолько противоположен системе
умеренности, предложенной патриархом, что игумен Феофан [62], ученость и
благочестие которого прославили его, давая в своей греческой истории отчет об
этом событии, не колеблется называть Никифора и прочих советников государя
невеждами и злонамеренными людьми. Он прибавляет, что сожжение еретиков
согласуется с правилами Евангелия, потому что не следует надеяться, чтобы они
когда-нибудь раскаялись и наложили на себя епитимью {Флери. Церковная история.
Кн. 45. N 53.}.
http://www.krotov.org/spravki/chron/1100.html
1110 г., ок. Синод
приговаривает к сожжению Василия, вождя богомилов.
Evgeny: Сожжение Василия описывается, например, в "Алексиаде" Анны Комниной
(1083 - ок. 1148).
Следует вспомнить еще и решение 5 Вселенского Собора, на
которое ссылался Иосиф Волоцкий (см. 311).
Т. о., костер - общехристианский способ казни, не присущий одной католической конфессии. Богословское обоснование - помощь еретикам в искуплении их грехов. Вероятно поэтому местоблюститель патриаршего престола, митрополит Стефан Яворский в 1718 году сформулировал: "самим еретикам полезно умереть" ("Камень веры").
Экспонат.5
V вселенский Собор (553 год,Константинополь):
"на обидящих святые божие
церкви: иже аще кто явится, неистовствуя на святые божие церкви и на священные
их власти, данное от Богови в наследие вечных благ и на память последнего рода
или монастырям данное граблением и насилием дея отьимая от них всяко данное,
даемое Христови, и аще кто избрящется се творя бесчиние велие и святым церквам,
четверицею паки воздаст воспять церковное, а не покоряюще же ся истинным
правилам святых отец, аще воевода - воеводства чюж, или воин - воинства чюж, и
паки аще великим негодованием негодовати начнут, забывши вышнего страха и
облекшесь в бесстыдство - повелевает наша власть тех огнем сжжещи, дом же их
святым божиим церквам вдати" (Послания Иосифа Волоцкого. - М.: АН СССР, 1959. -
С. 197-198).
Экспонат.6
Впервые смертная казнь за исповедание язычества была установлена еще в 341 году императором Констанцием: «всякого принесшего жертву надлежит казнить мечом, а его имущество должно быть конфисковано», но отменена его преемником Юлианом, который временно восстановил язычество (не казнив при этом ни одного христианина). Кстати, Юлиан дал удивительно точное определение истинной сущности христианства: «дикие звери не проявляют такой ярости, какую проявляет большинство христиан в своих внутрирелигиозных разногласиях». Кому-то глаза открыли инквизиция и Варфоломеевская ночь, а кому-то все было ясно уже тогда… Затем последовал эдикт Феодосия о смертной казни за языческие жертвоприношения (382 год) (упомянутый моим уважаемым оппонентом). В дальнейшем, методы, которыми христиане убеждали язычников в своей правоте, варьировались. Римский папа св. Григорий Великий предписывал отдельные меры для принадлежащих церкви крестьян («Если же обнаружится крестьянин, полный такого коварства и упрямства, что вообще не захочет прийти к Богу, то следует его прижать такими тяжелыми налогами, чтобы взиманием их в качестве наказания он постоянно был вынужден обращаться на путь истинный» - письмо Януарию, епископу Каралитанскому от 26 мая 594 г.,), для рабов и свободных («Просим мы братство ваше, чтобы против почитателей идолов, гаруспиков, а также колдунов действовали бы более строго средствами пастырского наблюдения, а также публично, при народе, произносили бы проповеди против лиц, этим занимающихся, и призывали их отойти от столь пагубного богохульства, напоминая им о Божьем суде, поощряя их и увещевая речами об опасностях этой жизни. Если же ты увидишь, что есть такие, кто не хочет исправиться, то мы желаем, чтобы с пламенной душой схватил их и, если они рабы, то покарал бы их бичеванием и истязаниями, через которые они смогли бы прийти к исправлению. Если же они свободные, то их следует в качестве наказания подвергнуть соответствующему строгому заключению, чтобы коли они пренебрегают слушать спасительные речи, призывающие их от смертельной опасности, то хоть мука телесная сможет привести их к желанному здравию души» ему же, сер. июля 599 г.). Англосаксонские законы Уитреда в это же время (595-596 гг.) предписывали: «Если общинник без ведома своей жены совершает жертвоприношения идолам он должен быть лишен своего имущества. Если же они оба поклонятся идолам, пусть оба лишатся всего имущества». Меры, как видим, не такие суровые как сразу после превращения христианства в государственную религию – позиции язычества уже сильно ослабли. Но, к примеру, при обращении Саксонии в конце 8 века, вновь практиковалась смертная казнь: «Кто в великом посту съест, из презрения к христианству, мясо, смертью умрет. Однако священник должен обратить внимание, не по необходимости ли кто-нибудь ел мясо. Если кто, по обычаю язычников, предаст пламени тело покойного и кости его обратит в пепел, то смертью умрет» (Капитулярий об областях Саксонии, 785 г.). Смертная казнь за второй вид преступления еще имеет какие-то обоснования – считалось, что душа человека, не похороненного по христианскому погребению, попадет в ад. Казнь же за «презрение к христианству» – чистый террор.
Экспонат.7
385 год. Один из первых процессов против еретиков - подробно описан у
церковного историка Сульпиция Севера (Сочинения. - М.: Росмэн, 1999. - С. 85 -
90)
Обвинители - христианские епископы. Обвиняемые - еретики-гностики. Глава
- Присциллиан
"проницательный, неспокойный духом, красноречивый, весьма
начитанный, всегда готовый к разговору и спору, удачливый в начинаниях". Кроме
него под судом оказались пять его последователей, в том числе одна женщина -
Евкроция.
Между участвовавшими в процессе епископами возникли разногласия
можно ли наказывать еретиков смертью. В итоге, был вынесен смертный приговор.
"Таким образом на рассвете недостойнейшие люди были подвергнуты жестокой
казни".
И в продолжение цензурной темы. Первый средневековый список книг, запрещенных для чтения христианами появился уже в 496 году. Автор - святой Геласий (Словарь Брокгауза-Ефрона, см. также Скворцов В. В. Библиотековедение: Сущность, методология, статус: Диссертация на соиск. учен. степени доктора пед. наук. - М.: МГУКИ, 1997. - С. 38)