Стенд. Различные наказания еретиков.
Экспонат.1
Способы наказаний еретиков в первые века христианства на Руси.
1172 - Епископу-еретику Феодорцу - «Митрополит же Константин повелел ему ЯЗЫК
ОТРЕЗАТЬ, как злодею и как еретику, и РУКУ ПРАВУЮ ОТНЯТЬ и ГЛАЗА ЕМУ ВЫКОЛОТЬ,
за то, что хулу измолвил на святую Богородицу» (ПСРЛ. Т. 2. – С.
552-553).
Яркую картину расправы с предполагаемым еретиком рисует «Житие
Авраамия Смоленского» (13 в.) Герой «Жития…», высокообразованный проповедник
Авраамий, подвергся ожесточенному преследованию не от язычников, как было
принято по канону житий, а со стороны православных коллег. «Попы с яростью
говорили: «Он уже совратил всех наших детей». "Одни называли его еретиком,
другие же говорили о нем: он читает глубинные книги", т. е. запрещенные.
Предлагаются следующие наказания: «одни говорят, что его нужно заточить, другие
– здесь пригвоздить к стене и поджечь, а другие – утопить его». Спасают Авраамия
светские судьи: «Властителям бог смягчил сердце; а игумены, и священники, если
бы могли, съели бы его живьем», «безчинно попы, а также игумены ревели на него,
как волы; князья и бояре не нашли за ним никакой вины» (Памятники литературы
древней Руси: 13 век. – М.: Художественная литература, 1981. – С. 81-83).
Экспонат.2
Полный текст "Поучения" Серапиона позволяет уточнить "милосердие" христианского епископа.
«Вы все еще держитесь языческого обычая волхования, веруете и сожигаете невинных людей. В каких книгах, в каких писаниях слышали вы, что голода бывают на земле от волхования? Если вы этому верите, то зачем же вы пожигаете волхвов? Умоляете, почитаете их, дары им приносите, чтобы не устраивали мор, дождь напускали, тепло приводили, земле велели быть плодоносною? Чародеи и чародейки действуют силою бесовскою над теми, кто их боится, а кто веру твердую держит к Богу, над теми они не имеют власти. Скорблю о вашем безумии, умоляю вас, отступите от дел поганских».
Продолжение наглядно демонстрирует истинную цену милосердия епископа. Итак: «Умоляю вас, отступите от дел поганских. Если хотите град очистить от беззаконых людей, этому радуюсь. Очищайте, как Давид, пророк и царь, истреблял в граде Иерусалиме всех творящих беззаконие: одних смертью, других изгнанием, иных же темницами, всегда град Господень делал достойным, свободным от грехов». "Божьи законы повелевают через многих свидетелей осудить на смерть человека".
Комментарий современных церковных историков: «В свете антиязыческой направленности поучения обращает на себя внимание то обстоятельство, что Серапион выступает не против убийства волхвов как такового, а осуждает мировоззренческую, и притом явно дохристианскую, подоплеку связанных с такими расправами событий. Как представитель церковной иерархии, он стоит за очищение города от волхвов, но пытается поставить это на законную основу. Поэтому он не отрицает, что необходимо казнить волхвов, но казнь должна вершиться по приговору суда» (М. Громов, В. Мильков. Идейные течения древнерусской мысли. – СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2001. - С. 550).
Экспонат.5
http://www.krotov.org/history/04/alymov/alym_06.html
С III-IV веков они
[еретики - маркиониты] активно смешивались с манихеями, а с V-VI вв. (особенно в
Сирии) – с монофизитами, которые также как маркиониты отвергали святые иконы.
Ок. 690 г. эта взрывная смесь из маркионитов, манихеев и монофизитов разлилась
по всей Армении и вспыхнула пожаром страшной ереси. Император Юстиниан приказал
сжигать еретиков живьем, чтобы сохранить от ереси соседние церковные области.
Это было первое в истории сожжение еретиков (накануне VI Вселенского Собора).
http://www.krotov.org/history/04/alymov/alym_06.html
Император Михаил
[60], вступив в 811 году на престол Восточной империи, в первый год своего
царствования возобновил все законы, присуждавшие к смертной казни
еретиков-манихеев. Патриарх Никифор [61] указал ему, что более приличествовало
бы попытаться обратить их кротостью. Император последовал совету Никифора; но
дух, царствовавший тогда в церкви, был настолько противоположен системе
умеренности, предложенной патриархом, что игумен Феофан [62], ученость и
благочестие которого прославили его, давая в своей греческой истории отчет об
этом событии, не колеблется называть Никифора и прочих советников государя
невеждами и злонамеренными людьми. Он прибавляет, что сожжение еретиков
согласуется с правилами Евангелия, потому что не следует надеяться, чтобы они
когда-нибудь раскаялись и наложили на себя епитимью {Флери. Церковная история.
Кн. 45. N 53.}.
Экспонат.6
Г.К. Котошихин, живший в XVII веке и известный своим сочинением «О России в царствование Алексея Михайловича», так рассказывает о существовавшей в XVII веке системе террора по отношению к церковным противникам:
«...а кого у них (т. е. в судах патриарха и церковных властей — Е.Г.) за духовные дела... осудят на смерть, кто какую заслужил, и они, из дела выписав приговор свой, посылают с теми осужденными людьми в царский суд, и по тому их приговору из царского суда велят казнить без задержания, кто чего достоин». Пытки обвиняемых также производились по требованию духовных властей. (И.С. Бердников “Краткий курс церковного права”, т.2. Казань, 1913, с.981)
Экспонат.7
http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kostom/kostom14.htm
"Зосима
не хотел собирать собора, но не мог противиться общему требованию архиереев и
большинства духовенства, которое единогласно домогалось суда над еретиками.
Собор открылся 17-го октября... Кроме архиереев здесь было несколько
монастырских настоятелей, священников и старцев, и между ними знаменитый в свое
время Нил Сорский. До нас, к сожалению, не дошли подробные известия о ходе дел
на этом соборе; мы знаем только его приговор. Основываясь на показаниях,
присланных Геннадием, и на некоторых свидетельствах, собранных в Москве, собор
обвинил новгородского протопопа Гавриила, священников: Дениса, Максима
(ивановского), Василия (покровского), дьякона Макара, зятя Денисова Васюка,
чернеца Захара и дьяков Гридю и Самсона в том, что они не поклонялись иконам,
ругались над ними, называя их, зауряд с идолами, делами рук человеческих,
признавали тело и кровь Христову простым хлебом и вином с водою. Уличили ли их
при этом в прямом "жидовстве" - мы не знаем. Еретики упорно отпирались от
обвинений, а в том, в чем нельзя было отпереться, каялись и просили прощения.
Собор лишил их духовного сана, предал проклятию и осудил на заточение. Некоторых
из них -неизвестно кого именно, но, вероятно, тех, которые были из Новгорода, -
отправили к Геннадию в Новгород. Архиепископ приказал встретить их за 40 верст
от города, надеть на них вывороченную одежду, посадить на вьючных лошадей лицом
к хвосту, в берестовых шлемах с мочальными кистями, в соломенных венцах с
надписью: се есть сатанино воинство. В таком виде ввезли их в город. Со
связанными руками, они сидели, обращенные лицом на запад, по выражению Иосифа
Волоцкого, смотря в ту сторону, где их ожидал вечный огонь. Владыка велел народу
плевать на них, ругаться над ними и кричать: вот враги Божии, хулители
христианские! После такого обряда на головах их зажжены были берестовые шлемы.
По известию Иосифа, Денис скоро умер, за месяц перед смертью лишившись рассудка.
Подобная участь постигла и Захара".
В приведенном тексте мы встречаем
упоминание новгородского архиепископа Геннадия, убившего двух человек, сожгя у
них, связанных, на головах шапки из березовой коры.
Точка зрения светского
гуманизма - утонченный убийца-садист.
Точка зрения православной церкви -
причислен к лику святых.
"В то время, когда уже Геннадий доживал свой век в
уединении, дело, начатое им, доканчивал друг его Иосиф Волоцкий. После собора,
будучи в Москве, он виделся с Иваном Васильевичем наедине... открылось Иосифу,
что Ивану давно уже было известно, как еретики хулили Сына Божия, Пресвятую
Богородицу и святых, как жгли, рассекали топором, кусали зубами и бросали в
нечистые места иконы и кресты. "Теперь, - говорил Иван, - я непременно пошлю по
всем городам обыскать еретиков и искоренить ересь".
Но после данного обещания Иван долго ничего не делал, и снова, призвавши к себе Иосифа обедать, спросил: "Как писано: нет ли греха еретиков казнить?"
На это Иосиф сказал, что у апостола Павла в послании к евреям написано: "Кто отвергнется Моисеева закона, тот при двух свидетелях умрет. Кольми паче тот, кто попирает Сына Божия и укоряет благодать Святого Духа!"...
Иосиф действовал на Ивана через его духовника, андрониковского архимандрита Митрофана. "Я много раз, - писал к нему Иосиф, - бил челом государю, чтобы послал по городам обыскивать еретиков. Великий князь говорил: пошлю, сейчас пошлю! Но вот уже от велика дня другой год наступает, а он все не посылал. Еретики же по всем городам умножились, и православное христианство гибнет от их ереси!" Иосиф представлял Митрофану множество примеров из византийской истории, когда православные императоры мучили и убивали еретиков, и убеждал доказать великому князю, что нет греха мучить их... настойчивость Иосифа и государева духовника Митрофана взяла верх. Иван Васильевич, долго колебавшись, в декабре 1504 года созвал собор и предал на его решение дело об ереси. Собор обвинил и предал проклятию нескольких уличенных еретиков. Иосиф настаивал, чтобы не обращали внимания на их раскаяние, потому что оно вынужденное, и требовал самой жестокой казни над наиболее виновными. Иван Васильевич не мог уже, если бы даже хотел, спасти их против воли всего собора, уступившего во всем убеждениям Иосифа. Дьяк Волк Курицын, Димитрий Коноплев и Иван Максимов были сожжены в клетках 28 декабря в Москве. Некрасу Рукавому отрезали язык и отправили в Новгород: там сожгли Рукавого, архимандрита Кассьяна, его брата и с ними многих других еретиков."
Экспонат.8
На диспуте иерархов РПЦ с католическим миссионером в 1582 г. архиепископ
Давид Ростовский сказал, что согласен с католическим вероучением, «ересь свою
объяви. Государь же, дав ответ, папина посла отпусти. Потом же Давида ересь его
изобличив, посла в монастырь под начал дондеже в чувство прийдет». «В чувство»
Давид не пришел и умер в заточении (Н. Карамзин. История государства
Российского. Т. 9, прим. 627; А. Поссевино. Исторические сочинения о России XVI
в. – М.: МГУ, 1983. – С. 52).