Экспонат 1. Традиция
сожжений в христианской Византии.
"Ок. 690 г. взрывная смесь из
маркионитов, манихеев и монофизитов разлилась по всей Армении и вспыхнула
пожаром страшной ереси. Император Юстиниан приказал сжигать еретиков живьем,
чтобы сохранить от ереси соседние церковные области. Это было первое в истории
сожжение еретиков (накануне VI Вселенского Собора)" [В. Алымов. Лекции по
исторической литургике, 1995]. Живший в начале IX в. игумен Феофан записал в
своей "Греческой истории", что в его время византийский император пытался
восстановить сожжения для манихеев, но его отговорил константинопольский
патриарх Никифор - еретиков следует обращать кротостью. Увы, Феофан не только ни
похвалил патриарха, но и назвал милосердного пастыря "невеждой" и "злонамеренным
человеком". Он даже прибавил, что сожжение еретиков согласуется с правилами
Евангелия, потому что не следует надеяться, чтобы они когда-нибудь раскаялись и
наложили на себя епитимью. И, как ни печально, в Византии победила последняя
точка зрения: около 1110 г. Синод приговорил к сожжению ересиарха Василия (казнь
была описана очевидицей, царевной Анной Комниной).
Источники:
http://www.krotov.org/history/16/liorente/lior_11.html
http://www.krotov.org/history/04/alymov/alym_06.html
http://www.krotov.org/spravki/chron/1100.html
Экспонат 2. Сожжения на Руси в домонгольскую эпоху.
Накануне монгольского вторжения светский и церковный суды дважды сталкивались из-за сожжений за религиозные преступления. 1227 г. четырех волхвов, задержав, отвели к архиепископу, и, после этого, сожгли, "связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели", несмотря на протест бояр. Около того же времени в Смоленске князья и бояре отказались казнить монаха Авраамия (будущего святого), хотя духовенство требовало казни, обвиняя Авраамия в ереси и чтении запретных книг. - среди предложенных видов казни - "пригвоздить к стене и поджечь".
Источники:
ПСРЛ. Т. 10. - С. 94
Памятники литературы древней Руси: 13
век. - М.: Художественная литература, 1981. - С. 83
Экспонат 3. Законы о сожжениях в 13-15
вв.
В 13 - 15 вв., один за другим в русских документах появляются
законы о сожжениях за религиозные преступления.
"Кормчая книга" (1284 г.):
"Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать,
со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его
сжечь".
"Правило 165 св. отец Пятого собора: на обидящих святые божие
церкви", карающее сожжением на костре за разграбление церковного имущества.
"Святые правила святых апостолов", предписывающие "огнем зжещи или живого в
землю закопати" за переход в иную веру".
Источники:
ПСРЛ. Т. 3. - С. 479 - 480
ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С.
91
Прав. Обозр. 1876, Кн. 3, стр. 88
Экспонат 4. Сожжения ведьм
В 1411 г. двенадцать колдуний были сожжены жителями Пскова по подозрению в том, что наслали на город. В 1444 г. можайский князь велел сжечь боярыню Марью Мамонову "за волшебство". В 1575 году Грозный сжег в Новгороде 15 колдуний. Несколько колдунов были сожжены по указу его сына Федора Иоанновича. Временно возобновилась "охота на ведьм" при Алексее Михайловиче, издавшем специальный указ о сожжении за колдовство: "никакого ведовства не держались, и костьми и иным ничем не ворожились", а кто "от таких злых и богомерзких дел не отстанут" "в струбах сжечь". С 1647 по 1690 гг. сохранились сведения о сожжении 16 человек, осужденных за колдовство. Последние сожжения были в 18 веке. Из шведского военного Устава Петр заимствовал первую статью Воинского артикула, предписывающую сжигать чародеев и заключивших договор с дьяволом. В "Уставе морском" говорилось о сожжении не только чародеев, но и "идолопоклонников" (впрочем, возможны были также наказание кошками или "жестокое заключение в железах"). В 1731 г. был издан указ о сожжении, как волшебников, так и обращающихся к их услугам. Современная исследовательница истории "охоты на ведьм" к. и. н. Е. Б. Смилянская обнаружила в архивах 18 века три сожжения: 1702 г. - монаха Дионисия за колдовство и богоотступничество, 1720 г. - Минку Буслаева "со товарищи" за порчу, 1736 г. - знахаря Якова Ярова за сношения с дьяволом. Последнее известное сожжение произошло в 70-е гг. 18 в. на Камчатке, где в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку. Руководил казнью капитан Тенгинской крепости Шмалев.
Записки В. И. Штейнгеля // Русская старина. 1881. - Т. 32
ПСРЛ. Т. 5. Вып.
2. - С. 36
ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 103, 306
ПСРЛ. Т. 14. - С.
39
Синодик опальных // Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич
Грозный: Т. 2. - Смоленск: Русич, 1996. - C. 428
Хрестоматия по истории
государства и права в России: Учеб. пособ. - М., 2000. - С. 169
Афанасьев А.
Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. - М., 1869. - С. 652
История
флотского духовенства. - М.: Андреевский флаг, 1993. - С. 46
Новомбергский Н.
Врачебное строение в допетровской Руси. - Томск, 1907, гл. 1
http://www.kennan.yar.ru/seminars/smilian-28112000-discuss.html
Экспонат 5. Сожжения жидовствующих в кон. 15 - нач. 16 вв.
В 1490 г. новгородский архиепископ Геннадий велел сжечь на головах нескольких осужденных еретиков берестяные шлемы (вероятно, вспомнив закон о сожжении еретических книг на голове еретика). Двое наказанных сошли с ума и умерли. Геннадию удалось привлечь на свою сторону авторитетного иерарха, игумена Иосифа Волоцкого. Иосиф Волоцкий одобрил суровые действия Геннадия: "повелел сжечь шлемы, бывшие у них на головах. Так поступил этот добрый пастырь, чтобы устрашить нечестивых и безбожных еретиков - и не только их устрашить, но и всем показать зрелище, исполненное ужаса и страха, чтобы видевшие его укрепились в правой вере" В 1504 г. Иосиф Волоцкий добился от церковного Собора сожжения неизвестного числа еретиков в особых клетках. Летописец назвал по именам восемь казненных, добавив: "и иных еретиков сожгошя".
Источники:
Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея
протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих // Иосиф
Волоцкий. Просветитель
http://www.wco.ru/biblio/author09.htm?brw=2&lst=2&rcmd=2&qrec=3&rcode=%C8&ccnf=%C8
ПСРЛ.
Т. 6. Вып. 2. - С. 372.
Экспонат 6. Сожжения в 16-нач. 17
вв.
Шведа Петрея эпоха Грозного поразила умеренностью
преследований за веру: "Как ни был он жесток и неистов, однако ж не преследовал
и не ненавидел за веру никого, кроме жидов, которые не хотели креститься и
исповедовать Христа: их он либо сжигал живых, либо вешал и бросал в воду"
(летопись сообщает только об утоплении иудеев). В 1569 году царь приказал сжечь
трех крестьян, уличенных в употреблении в пищу запрещенной церковными правилами
телятины. При его сыне Федоре, по сообщению английского посланника Флетчера, в
Москве сожгли супружескую пару по обвинению в ереси. В 1605 г. стрельца
Смирного, принявшего ислам, царь "повелел облить нефтью и зажечь. Тут окаянный
скончался"
Источники
П. Петрей. История о великом княжестве Московском // О начале
войн и смут в Московии. - М.: Рита-Принт, 1997. - С. 269
ПСРЛ. Т. 14. - С. 58
Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: Т. 2. - Смоленск:
Русич, 1996. - C. 56
Д. Флетчер. О государстве Российском // Накануне смуты.
- М., 1990. - С. 586
Экспонат 7. Сожжения в 17 в. помимо
старообрядцев
В 1623 году сибирским воеводам привели людей,
повинных в неких "великих духовных делах". Воеводы "учинили им наказание слегка
и разослали во многие города, а до конца над ними наказанья не учинили и огнем
не сожгли". При всем уважении к гуманизму воевод нельзя не отметить, что по
закону ("до конца") за "великие духовные дела" полагалось сожжение. "Соборное
уложение" 1649 г. предусматривало сожжения за богохульство и за обращение
православного в ислам. Дьяк Г.К. Котошихин, живший в XVII веке и известный
своим, рассказывает: "жгут живого за богохульство... за волховство, за
чернокнижие, за книжное преложение, кто учнет вновь толковать воровски против
апостолов, пророков и св. отец с похулением". "Смертные казни женскому полу
бывают: за богохульство… жгут живых; за чаровство… отсекают головы". В 1682
году, учреждая духовную Греко-славянскую Академию, царь Федор Алексеевич
предписал ей сжигать вероотступников, колдунов и богохульников. От 1697 года
сохранилось письмо патриарха Адриана, посвященное дьякону Петру Артемьеву,
открыто выразившему свои симпатии католицизму. Адриан, в числе прочего, писал:
"Потщусь на него нарочито [специально] собор собрать. Если таков и отец
[Артемьева], каков сын, то обоих доводится сжечь". В итоге, церковный Собор
приговорил отступника к вечному заточению, молодой Артемьев попал в земляную
тюрьму Соловецкого монастыря и в 1700 году в Москву сообщили о его смерти "в
твердом узилище". Но любопытно, что сожжение упоминается, как обычное наказание
за вероотступничество.
Источники:
Богданов А. П. Русские патриархи. Т. 2. - М., 1999. - С.
380-381
История Сибири. Первоисточники. IV вып. - Новосибирск, 1994. - С.
204
Г. Котошихин. О России в царствование Алексея Михайловича, 7, 4; 7,
45
Привилегия Московской академии // Антология педагогической мысли Древней
Руси и Русского государства 14-17 вв. - М., 1985. - С. 239-240
Хрестоматия по
истории государства и права в России: Учеб. пособ. - М., 2000. - С. 52, 143
Экспонат 8. Сожжения
старообрядцев.
Аввакум писал о сожжениях, в разных городах,
восьмидесяти старообрядцев. Официально предписала сжигать раскольников царевна
Софья, в правление которой вышел указ "о наказании рассеивающих и принимающих
ереси и расколы", если "с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения
святой церкви не принесут" "по троекратному у казни вопросу, будет не покорится,
сжечь". Согласно иностранному свидетельству, вскоре после выхода указа патриарх
Иоаким велел сжечь в деревянных срубах около 90 старообрядцев. По подсчету
историка Татищева: "Никон и его наследники над безумными раскольниками
свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства
выгнали. Которое вечно достойный памяти е. и. в. Петр не именем, но делом и
сущею славою в мире великий, пресек и немалую государству пользу учинил".
Любопытна оценка православным старцем Серапионом сожжения монаха Вавилко в
Вязниках ок. 1666 г.: "Богомерзкий чернец Вавилко сожжен за свою глупость".
Источники:
Богданов А. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом.
- М., 1990. - С. 148
Извет старца Серапиона царю Алексею Михайловичу на
вязниковских пустынников // Сборник документов по истории СССР. Ч. 4. - М.:
Высшая школа, 1973. - С. 35
Именной указ от 1684 года (№ 1102) // Цит. по
Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. -
М., 1912. - С. 202
Лилеев М. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье
XVII-XVIII вв. - Казань, 1895. - С. 8
В. Татищев. Разговор двух приятелей о
пользе науки и училищах // Жажда познания. - М.: Молодая гвардия, 1986. - С.
356-357
Аввакум поучал: «А в Нижнем (Новгороде) преславно было: одних еретики [никониане] пожгли, а другие, распалившись любовью и плача о благоверии, не дожидаясь еретического осуждения, сами в огонь дерзнули, да цело и непорочно соблюли правоверие. И сожгли свои тела, души же в руки Божии предали, ликуют с Христом во веки веков, самовольны мученички, Христовы рабы. Вечная им память во веки веков! Доброе дело содеяли… надобно так!» «Да еще бы в огонь христианин не шел! Сгорят все о Христе Исусе, а вас, собак, не послушают. Да и надобно так правоверным всем: то наша и вечная похвала, что за Христа своего и святых отцов предания сгореть, да в будущем вечно живы будем о Христе Исусе» (Богданов А. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. – М., 1990. – С. 148-149). Минимальное число «самовольных мученичков»: 1667 – 1700 – 8834 чел.; 1700-1760 – 1332 чел.; 1760-1800 – 401 чел. (Сапожников Д. Л. Самосожжение в русском расколе. – М., 1891. – С. 160).
Более достоверен подсчет знаменитого историка Татищева: «Никон и его
наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи
пожгли и порубили или из государства выгнали. Которое вечно достойный памяти е.
и. в. Петр не именем, но делом и сущею славою в мире великий, пресек и немалую
государству пользу учинил» (В. Татищев. Разговор двух приятелей о пользе науки и
училищах // Жажда познания. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С. 356-357).
http://staroobryad.narod.ru/aboutch12.html
жертв только за первое столетие
гонений на старую православную веру исчисляется несколькими десятками тысяч
сожженных, умореных голодом, замученных, обезглавленных, замороженных заживо.
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=5070
Пылающие срубы и костры с
десятками тысяч невинных жертв, плахи с топорами, с отрезанными головами, с
потоками крови; виселицы, колесования, четвертования, выматывание жил — все это
догматизировано, богословски обосновано, закреплено и благословлено новой
церковью.
Способы казней перечислены точно, но к цифрам нельзя относиться с
доверием - сведения о многих казнях исходят от раскольников, неизбежны
преувеличения. Рекорд здесь поставила "Белорусская общественная газета"
http://bdg.press.net.by/2002/05/2002_05_08.1156/156_4_1.shtml
Что знаем мы
про раскол? Что мужики с окладистыми бородами желали класть крест не тремя
перстами, а по старинке — двумя. И за это в средние века пролились реки
человеческой крови. Новое крестное знамение вряд ли вошло бы в моду, если бы
Патриарх Никон силой не принуждал народ. Тех, кто заупрямился, по приказу царя
Алексея Михайловича и Патриарха Никона безжалостно казнили. Целые общины, вместе
с детьми и стариками, сжигали в деревянных срубах, осуждали на четвертование.
Самая «легкая» смерть, на которую мог рассчитывать отступник, — удушение
веревкой или утопление в воде. Так спасали души еретиков — погибло больше одного
миллиона старообрядцев.
"О наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы". "с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут... по трикратному у казни вопросу, буде не покорится, сжечь" (Именной указ от 1684 года (№ 1102) // Цит. по Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 202).
И еще немного из уникального исследования Е. Ф. Грекулова "Православная инквизиция в России".
"По свидетельству иностранцев, только перед пасхой 1685 года патриархом Иоакимом было сожжено в срубах около 90 церковных противников (Шлеев И. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII-XVIII вв. - Казань, 1895. - С. 8)".
http://youthinchrist.narod.ru/preaches/uroc/krestnznam.htm
Архиепископ
Сергей Журавлев:
"Патриарх Московский и всея Руси Никон с 1654 года принуждал
народ силой к новым греческим обрядам‚ среди которых и злосчастное ”крестное
знамение”‚ которое теперь требовалось изображать на себе тремя пальцами‚ а не
двумя‚ как было заведено с момента ”Крещения Руси”. Тех‚ кто упрямился и
отказывался от новых обрядов стали называть старообрядцами или староверами. Этих
людей по приказу Патриарха и Царя стали казнить безжалостно. Начиная с Патриарха
Никона и Царя Алексея Михайловича Царским Православным самодержавием было
казнено свыше одного МИЛЛИОНА старообрядцев. Эта поистине бессмысленная бойня
была устроена фанатичным монашеством и духовенством и потому отличалась особыми‚
мало с чем сравнимыми‚ зверствами. Людей целыми общинами и семьями‚ вместе с
детьми и стариками‚ сжигали в деревянных срубах. Многие осуждались на
четвертование (”колесование”)‚ которое заключалось в том‚ что человеку
постепенно отрубали руки‚ ноги‚ а затем лишь голову. Все это сопровождалось
чтением специальных молитв. Если суд монашеский был более гуманным и учитывал
какие–то церковные заслуги осужденного‚ то человека ждала ”дикая” смерть –
удушение веревкой или утопление в воде. Монахи‚ руководившие этими казнями‚ были
убеждены в том‚ что они правы и даже ”творят благо” грешникам‚ ”разрушая
греховные и еретические тела‚ для того‚ чтобы спасти их души”.
Экспонат 9. Сожжения в 18 в.
Двух
человек при Петре сожгли за оскорбление икон: цирюльника Фому в Москве и другого
иконоборца, имя которого не сохранилось, в Петербурге. Согласно рассказу
камер-юнкера Берхгольца о втором преступнике: "Император, говорят, сам несколько
раз ходил к нему во время содержания под стражей и после произнесения приговора
и уверял его, что если он только скажет перед судом, что заблуждался, ему будет
дарована жизнь, даже не раз отсрочивал исполнение казни; но человек этот остался
при том, что совесть не позволяет ему поступить так". В 1721 году, по
императорскому указу, в Новгороде сожгли дьячка - богохульника. В 1738 г. сожгли
за переход в иудаизм дворянина Возницына и Боруха Лейбова, а за возвращение из
православия в ислам татарина Тойгильду. В первом случае, приговор утвердил
сенат, во втором -губернатор. Вскоре на престол взошла Елизавета Петровна,
давшая обет никого не казнить смертью. По инерции, в 1743 году сенат утвердил
приговор о сожжении мордвина Несмеянко-Кривого за возвращение в язычество.
Источники:
Буганов В., Богданов А. Бунтари и правдоискатели в русской
православной церкви. - М., 1991
Викторовский С. История смертной казни в
России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 204
Берхгольц Ф. Дневник
камер-юнкера; Бассевич Г.-Ф. Записки. - М.: Фонд Сергея Дубова, 2000
Русская
старина. - 1878. - Т. 23. - С. 309
Русский архив. - 1867. - № 12. - С.
1717
С. Соловьев. История. 1743 г.
Экспонат. 10.
Подробности дела Кульмана и Нордермана.
«В Москве жил ясновидящий
Кульман у иностранца Нордемана. Кульман написал книгу о новом пришествии на
землю Христа в качестве Великого Пророка. Желая напечатать книгу, Кульман
передал ее заведующему типографией, но последний отказал в напечатании без
патриаршего благословения. Книгу доставили патриарху. При просмотре книга была
признана еретической и Кульман и его хозяин Нордеман (последний неизвестно за
что) были сожжены» (ЧОИДР, 1871, кн. 3, стр. 187). По этому случаю, "в 1689 году
(№ 1358, от 23 окт.) была дана новгородскому воеводе боярину князю Петру
Прозоровскому грамота о сожжении в Москве еретика Квирина Кульмана и найденных у
него развратных книг и писем, о соблюдении впредь более осторожности при
расспросах, проезжающих в Москву иностранцев и непропуске никого из них в Москву
без царского указу" (Викторовский С. История смертной казни в России и
современное ее состояние. - М., 1912. - С. 107).
"В Разбойном приказе "жгли живого за богохульство... за волховство, за чернокнижие, за книжное преложение, кто учнет вновь толковать воровски против апостолов, пророков и св. отец с похулением" (Котошихин, Соч., гл. 7, стр. 95).
Экспонат.11
Насчет количества судимых за волшебство... Хороший вопрос. Недавно вышла
книга А.С. Лаврова “Колдовство и религия в России. 1700-1740 годы”, в которой он
попробовал дать статистику. Автор отчасти пользовался данными, опубликованными
мной, и от них отталкивался. После того, как он опубликовал свои выводы, у меня
совсем пропало желание приводить какие-либо цифры. Потому что все, чем мы
располагаем (36 женщин и 168 мужчин, по моим прежним подсчетам, либо также около
200, по подсчетам Лаврова), – это малый процент от того, что существовало, и
трудно судить о его репрезентативности.
По моим данным, в XVIII в. было не
менее 200-250 процессов. Я смотрела вологодские, московские, петербургские,
ярославские, устюжские, курские, казанские, уральские материалы... По
законодательству большинство этих дел обязано было рассматривать местное
духовное ведомство “епархиальная консистория (декастерия)”. Но многие местные
архивы консисторий за XVIII в. находятся в плачевном состоянии. Сохранность
«колдовских дел» убеждает в том, что подсчеты имеют мало смысла. Мы имеем
случайную выборку, которая дает нам случайное соотношение.
Экспонат. 12
«Дела о волшебстве издревле принадлежали в России заведованию духовной власти, и чародеев сжигали на костре точно так же, как и в Западной Европе, в чем уверяет Карамзин… В повести о волховании, написанной для Иоанна Грозного, утверждается необходимость сжигать чародеев. Котошихин говорит, что в его время мужчин за волшебство и чернокнижество сжигали, а женщин за волшебство живых закапывали в земле, отчего они умирали на другой или на третий день» (Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: Собр. М. Забылиным. Кн. 1. – М.: Терра, 1996. – (впервые издана в 1880 году). - С. 186, 187).
Экспонат.13
"Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу
на господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождышую его пречистую
владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на
святых его угодников, и про то сыскивати всякие сыски накрепко. Да будет сыщется
про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, сжечь" (Соборное уложение
1649 года // Хрестоматия по истории государства и права России. - М.: Проспект,
2000. - С. 520)